Продовольственная безопасность в Евразийском регионе: сборник кейсов. Всемирный банк, МГУ им. Ломоносова, 2017

Food security in Eurasia: case studies

  Best Practice Guide for Geothermal Exploration
    How the United Nations system supports ambitious action on climate change (UN)
 
  Обращение с твердыми коммунальными отходами: перспективы и возможности для россии. Основные выводы (IFC)
  Russian Forestry Issues №6 (Всемирный банк)
    Постановление Об утверждении концепции устойчивого управления лесами РФ.
Приказ Рослесхоза об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами в РФ.
Всемирный банк.
Order of the Federal Forestry Service On Approving the Criteria and Indicators for Sustainable Forest Management in the Russian Federation
  Renewable Energy Policy in Russia: Waking the Green Giant. “Green” paper for discussion (IFC)


 

 

Глобальная программа восстановления популяции тигра
Global Tiger Recovery Program

Тигры в дикой природе находятся под угрозой исчезновения по всему ареалу. На протяжении столетий дикие тигры (Panthera tigris) занимали особое место в природе и культуре Азии. Эти великолепные крупные кошки находятся на вершине экологической пирамиды обширных лесов Азиатского региона. Присутствие жизнеспособной популяции тигров в дикой природе – показатель целостности, устойчивости и здоровья крупных экосистем. Однако в настоящее время эти животные находятся на грани исчезновения: в дикой природе в странах ареала тигра (САТ) (Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Камбоджа, Китай, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Российская Федерация и Таиланд) осталось приблизительно 3200 - 3500 особей в разрозненных популяциях. Глобальная программа по сохранению и восстановлению тигра (ГПВТ) призвана  помочь СОТ выявить весь спектр проблем, возникающих как внутри стран, так и имеющих трансграничный характер, а также способствовать повышению финансовой устойчивости путем интеграции целей охраны природы в долгосрочное развитие стран. Для решения «тигрового кризиса», который является частью более масштабного кризиса состояния биоразнообразия в целом в Азии, СОТ, международные организации и гражданское общество объединили свои усилия в рамках Глобальной тигровой инициативы (ГТИ). Обмен знаниями и успешными примерами работы, а также выработка общей концепции решения проблемы заняли два года, после чего была создана Глобальная программа по сохранению и восстановлению тигра. Ее цель, разделяемая всеми участниками, - обеспечить к 2022 году двукратное увеличение численности тигров в дикой природе, и она должна быть достигнута посредством: (i) эффективного управления, а также сохранения, защиты и расширения районов естественного обитания тигра, (ii) искоренения браконьерства, контрабанды и нелегальной торговли тиграми, частями их тел и дериватами, (iii) трансграничного управления ландшафтами и сотрудничества в борьбе с незаконной торговлей, (iv) работы с коренным и местным населением, (v) более эффективного управления популяцией тигра и районами его обитания, (vi) восстановления тигра в границах его прежнего ареала.

Wild tigers are under threat of extinction across their entire range. Wild tigers (Panthera tigris) have for centuries occupied a very special place in the nature and culture of Asia. These magnificent big cats sit at the top of the ecological pyramid in vast Asian forest landscapes. The presence of viable populations of wild tigers is an indicator of the integrity, sustainability, and health of larger ecosystems. However, wild tigers are on the brink of extinction, with only about 3,200 to 3,500 surviving today, scattered among 13 Asian Tiger Range Countries (TRCs): Bangladesh, Bhutan, Cambodia, China, India, Indonesia, Lao PDR, Malaysia, Myanmar, Nepal, Russian Federation, Thailand, and Vietnam. The Global Tiger Recovery Program (GTRP) seeks to empower TRCs to address the entire spectrum of threats, domestic as well as those that are transboundary in nature, and work toward increased financial sustainability through the integration of conservation objectives into development. To solve the tiger crisis, which represents the larger Asian biodiversity crisis, the TRCs, international organizations, and civil society have come together on a collaborative platform within the framework of the Global Tiger Initiative (GTI). After a two-year process of sharing knowledge and best practices and developing a common vision, a GTRP has been developed, with the shared goal of doubling the number of wild tigers globally by 2022 through actions to: (i) effectively manage, preserve, protect, and enhance tiger habitats; (ii) eradicate poaching, smuggling, and illegal trade of tigers, their parts, and derivatives; (iii) cooperate in transboundary landscape management and in combating illegal trade; (iv) engage with indigenous and local communities; (v) increase the effectiveness of tiger and habitat management; and (vi) restore tigers to their former range.

 

  Материалы изучения состояния и масштабов нелегального лесопользования в Архангельской области. 2010 г. (Всемирный банк)
Переговорный процесс по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) - это многосторонняя стратегическая программа, направленная на оздоровление системы управления и обеспечение соблюдения закона. В настоящее время такой процесс осуществляется в ряде регионов, включая Восточную  Европу и Северную  Азию (ЕСА). В рамках реализации основных направлений европейской политики добрососедства, Европейский Союз поддержал реализацию Программы «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России», направленную на создание более совершенных механизмов управления в лесном секторе. Программы осуществляется под руководством  Всемирного банка в партнерстве с Международным союзом охраны природы (МСОП) и Всемирным фондом охраны дикой природы (WWF), в тесном взаимодействии с заинтересованными государственными  органами и неправительственными организациями. Предлагаемое издание подготовлено группой экспертов Всемирного банка, выполняющей работу по разработке методических рекомендаций по подготовке и реализации комплекса мер по предотвращению и снижению масштабов незаконной заготовки и нелегального оборота древесины для субъектов РФ,  в рамках программы «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России». Публикация составлена  по итогам анализа причин и форм незаконного лесопользования в Архангельской области. В издании использована информация Министерства  природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области, результаты собственных исследований. Издание предназначено для широкого круга специалистов лесных отраслей, а также лиц заинтересованных в цивилизованном развитии лесопромышленного комплекса Архангельской области и России.
Улучшение метеорологического, климатического и гидрологического обслуживанияв Центральной Азии (Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Туркменистан) 
Улучшение метеорологического, климатического и гидрологического обслуживания в Центральной Азии является важной составляющей социально­экономического развития в регионе. Данный отчет подготовлен в рамках проекта технической помощи “План Действий по Улучшению Гидрометеорологического и Климатического Обслуживания в странах высокого риска и низкого дохода в Центральной Азии”, финансируемого Глобальным Фондом Снижения Бедствий и Восстановления (ГФСБВ) и осуществляемого Всемирным Банком. Эта работа основана на результатах трех национальных исследований, подготовленных совместно с Национальными Гидрометеорологическими Службами (НГМС) Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Туркменистана. В ней обобщаются социально­экономические потребности в метеорологических, климатических и гидрологических и климатических информационных продуктах и услугах, необходимых для удовлетворения этих потребностей.  Отчет будет способствовать разработке Инициативы более широкого Регионального Экономического Сотрудничества Центральной Азии и Кавказа по Управлению Риском Бедствий (ИУРБ), которая нацелена на снижение уязвимости стран Центральной Азии и Кавказа рискам бедствий. Эта Программа была недавно начата, при координации Всемирным Банком, секретариатом Международной Стратегией ООН по Снижению Бедствий (МССБ ООН), и (для гидрометеорологии) Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) в рамках Центрально­Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЕС). 
50 с. На русском и английском языке.
Улучшение гидрометеорологического обеспечения в Кыргызской Республике 
Данный отчет подготовлен в рамках проекта технической помощи “План Действия по Улучшению гидрометеорологического обеспечения в странах высокого риска и низкого дохода в Центральной Азии”, финансируемого Глобальным фондом по уменьшению риска стихийных бедствий и восстановлению последствий их воздействия (ГФСБВ). ГФСБВ является партнером системы Международной Стратегии Снижения Бедствия (МССБ) в поддержке выполнения Хиогской Программы Действий. Хиогская Программа, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН, является основным международным соглашением по снижению бедствий. ГФСБВ управляется Всемирным Банком от имени участвующих заинтересованных доноров. ГФСБВ обеспечивает техническую и финансовую помощь странам высокого риска, низкого и среднего дохода с целью включения снижения риска бедствий в национальные стратегии развития и планы достижения Целей Развития Тысячелетия. Отчет основан на результатах технических миссий Всемирного Банка и обследований, выполненных в Кыргызстане в 2008 году. Консультационный семинар с потребителями, на котором рассматривались вопросы эффективности Национальной гидрометеорологической службы Кыргызстана, состоялся 16 декабря 2008 года. Отчет будет способствовать разработке Инициативы более широкого Регионального Экономического Сотрудничества Центральной Азии и Кавказа по Управлению Риском Бедствий (ИУРБ), которая нацелена на снижение уязвимости стран Центральной Азии и Кавказа рискам бедствий. Эта Программа была недавно начата при координации Всемирным Банком, секретариатом Международной Стратегии ООН по Снижению Бедствий (МССБ/ООН), и (для гидрометеорологии) Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) в рамках Центрально­Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС). Программа включает три ключевых направления: (i) смягчение последствий стихийных бедствий, готовность к ним, и реагирование; (ii) финансирование риска и инструменты переноса риска, такие как страхование от стихийных бедствий и погодных опасностей, и (iii) гидрометеорологическое прогнозирование, обмен данными и системы раннего предупреждения об опасных явлениях. Эта Инициатива создаст фонд для региональных и страновых инвестиционных приоритетов (проектов) в области системы раннего предупреждения о рисках опасных явлений, сокращения рисков стихийных явлений и финансирования. И хотя инициатива первоначально будет сосредоточена на структурных мерах, на последующей фазе она может поддерживать структурные инвестиции, нацеленные на сохранение материальных ценностей, человеческих жизней и средств к существованию населения в районах, подверженных стихийным бедствиям. Ее финансирование предполагается из средств Глобального Фонда Снижения Бедствий и Восстановления и других заинтересованных доноров. Финансирование может быть также предоставлено для выработки мер по адаптации к изменению климата и включения этих мер в страновые программы развития.
100 с. На русском и английском языке.
Улучшение гидрометеорологического обеспечения в Республике Таджикистан 
Этот отчет подготовлен в рамках проекта технической помощи “План Действий по Улучшению предоставления услуг в области Погоды и Климата в странах высокого риска и низкого дохода в Центральной Азии”, финансируемым Глобальным Фондом Снижения Бедствия и Восстановления (ГФСБВ). ГПСБВ является партнером системы Международной Стратегии Снижения Бедствия (МССБ) в поддержке выполнения Хиогской Программы Действий. Хиогская Программа, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН, является основным международным соглашением по снижению стихийных бедствий. ГФСБВ управляется Всемирным банком от имени участвующих заинтересованных доноров. ГВСБВ обеспечивает техническую и финансовую помощь странам высокого риска, низкого и среднего дохода с целью включения снижения риска бедствий в национальные стратегии развития и планы достижения Целей Развития Тысячелетия. Отчет основан на результатах технических миссий Всемирного банка и обследований, проведенных в Таджикистане в 2008 году. Консультационный семинар с потребителями, на котором рассматривались вопросы эффективности Национальной гидрометеорологической службы Таджикистана, состоялся 27 ноября 2008 года. Отчет будет способствовать разработке Инициативы более широкого Регионального Экономического Сотрудничества Центральной Азии и Кавказа по Управлению Риском Бедствий (ИУРБ), которая нацелена на снижение уязвимости стран Центральной Азии и Кавказа рискам бедствий. Эта Программа была недавно начата при координации Всемирным банком, секретариатом Международной Стратегии ООН по Снижению Бедствий (МССБ/ООН), и (для гидрометеорологии) Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) в рамках ЦентральноАзиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС). Программа включает три ключевых направления: (i) смягчение последствий стихийных бедствий, готовность к ним, и реагирование; (ii) финансирование риска и инструменты переноса риска, такие как страхование от стихийных бедствий и погодных опасностей, и (iii) гидрометеорологическое прогнозирование, обмен данными и системы раннего предупреждения об опасных явлениях. Эта Инициатива создаст фонд для региональных и страновых инвестиционных приоритетов (проекты) в области системы раннего предупреждения о рисках опасных явлений, сокращения рисков стихийных явлений и финансирования. И хотя инициатива первоначально будет сосредоточена на структурных мерах, она может на последующей фазе поддерживать структурные инвестиции, нацеленные на сохранение материальных ценностей, человеческих жизней и средств к существованию населения в районах, подверженных стихийным бедствиям. Она может финансироваться Глобальным Фондом Снижения Бедствий и Восстановления и другими заинтересованными донорами. Средства могут быть также предоставлены для адаптации к изменению климата и включения мер по адаптации в страновые программы развития.
130 с. На русском и английском языке.
Улучшение гидрометеорологического обеспечения в Туркменистане
Этот отчет подготовлен в рамках проекта технической помощи “План Действий по Улучшению предоставления услуг в области Погоды и Климата в странах высокого риска и низкого дохода в Центральной Азии”, финансируемого Глобальным Фондом Снижения Бедствия и Восстановления (ГФСБВ). ГПСБВ является партнером системы Международной Стратегии Снижения Бедствия (МССБ) в поддержке выполнения Хиогской Программы Действий. Хиогская Программа, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН, является основным международным соглашением по снижению бедствий. ГФСБВ управляется Всемирным Банком от имени участвующих заинтересованных доноров. ГВСБВ обеспечивает техническую и финансовую помощь странам высокого риска, низкого и среднего дохода с целью включения снижения риска бедствий в национальные стратегии развития и планы достижения Целей Развития Тысячелетия. Отчет основывается на результатах технических миссий Всемирного Банка и обследований, проведенных в Туркменистане в 2008 году. Консультационный семинар с потребителями, на котором рассматривались вопросы эффективности Национальной гидрометеорологической службы Туркменистана, состоялся 30 сентября 2008 года. Отчет будет способствовать разработке Инициативы более широкого Регионального Экономического Сотрудничества Центральной Азии и Кавказа по Управлению Риском Бедствий (ИУРБ), которая нацелена на снижение уязвимости стран Центральной Азии и Кавказа рискам бедствий. Эта Программа была недавно начата при координации Всемирным Банком секретариатом Международной Стратегии ООН по Снижению Бедствий (МССБ/ООН), и (для гидрометеорологии) Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) в рамках Центрально­Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС). Программа включает три ключевых направления: (i) смягчение последствий стихийных бедствий, готовность к ним, и реагирование; (ii) финансирование риска и инструменты переноса риска, такие как страхование от стихийных бедствий и погодных опасностей, и (iii) гидрометеорологическое прогнозирование, обмен данными и системы раннего предупреждения об опасных явлениях. Эта Инициатива создаст фонд для региональных и страновых инвестиционных приоритетов (проекты) в области системы раннего предупреждения о рисках опасных явлений, сокращения рисков стихийных явлений и финансирования. И хотя инициатива первоначально будет сосредоточена на структурных мерах, она может на последующей фазе поддерживать структурные инвестиции, нацеленные на сохранение материальных ценностей, человеческих жизней и средств к существованию населения в районах, подверженных стихийным бедствиям. Она может финансироваться Глобальным Фондом Снижения Бедствий и Восстановления и другими заинтересованными донорами. Средства могут быть также предоставлены для адаптации к изменению климата и включения мер по адаптации в страновые программы развития.
100 с. На русском и английском языке.
Реагируя на изменения климата: единство действий системы ООН
В решении взаимосвязанных проблем экономического роста и развития, изменения климата, продовольствия и сельского хозяйства, а также энергетики мы должны следовать всеобъемлющему подходу.  Роль мировых рынков и финансовых инструментов будет иметь первостепенное значение в переходе к низкоуглеродной экономике и достижении экологичного роста.  Средства для стимулирования экономики, призванные активизировать экономическую деятельность, должны инвестироваться в инфраструктурные проекты, которые приносят дивиденды в виде экономического роста, сокращения выбросов парниковых газов и создании новых экологичных рабочих мест.  Нам нужно наполнить реальным смыслом концепцию устойчивого развития с тем, чтобы в ее сердцевине лежали широкое участие, справедливость и экологическая устойчивость.  Амбициозное и справедливое соглашение по проблеме климата, а также политическая воля к его реализации будет являться центральным компонентом мирового устойчивого развития. Неожиданные и необратимые нарушения условий жизни и природных систем жизнеобеспечения, а также экономические, социальные и экологические нарушения в результате изменения климата ставят международное сообщество перед лицом одного из наиболее сложных и серьезных вызовов.  Совещание высокого уровня по изменению климата, созванное Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций 24 сентября 2007 года с целью выработки политического консенсуса, стало свидетелем недвусмысленной приверженности мировых лидеров согласованным усилиям.  Они согласились в том, что Организация Объединенных Наций обеспечивает надлежащие многосторонние рамки для действий и что Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата является единственным форумом, который может выработать соглашение о целях и масштабе международных действий. В настоящей публикации, подготовленной Координационным советом руководителей системы Организации Объединенных Наций (КСР), дается обзор действий системы ООН в ключевых областях, связанных с изменением климата, в поддержку национальных усилий и в интересах активизации осуществления мандатов, полученных в рамках РКИК ООН, а также других межправительственных органов. 
Текст брошюры можно найти на сайте Информационного центра ООН в Москве.
Мониторинг значимого
Адаптация задач и показателей Цели развития тысячелетия в области обеспечения экологической устойчивости к реалиям стран Европы и Центральной Азии (Всемирный банк)
Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, с соответствующими задачами и показателями стали общепринятой методологией для определения прогресса в сокращении бедности и повышении уровня жизни населения во всех регионах мира. Седьмая Цель в области развития (ЦРТ7), предусматривающая обеспечение экологической устойчивости, отражает стремление всего человечества обратить вспять процесс утраты важнейших природных ресурсов, обеспечить постоянный доступ к чистой питьевой воде и адекватным санитарно-техническим средствам, а также помочь жителям трущоб улучшить условия жизни.
У дикого тигра должно быть будущее. 
Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк; Национальный зоологический парк Смитсоновского Института (Smithsonian’s National Zoological Park)
R. Damania, J. Seidensticker, T. Whitten, G. Sethi, K. Mackinnon, A. Kiss, and A. Kushlin.
2008. A Future for Wild Tigers. Washington , D.C. : World Bank.
Образ тигра относится к религиозным и культурным символам Азии, является национальным символом одних стран и занимает значительное место в геральдике других стран. Харизматическая привлекательность тигра используется в рекламных целях для продажи буквально всего - от бензина до спорттоваров и кондитерских изделий. При этом парадокс состоит в том, что дикие тигры в настоящее время находятся на грани полного вымирания, что указывает на бедственное состояние диких животных в Азии в целом, так как тигр является зонтичным видом. Поскольку тигры занимают верхнюю ступень экосистемы,  их исчезновение свидетельствует о стрессовом состоянии экосистем. Комплекс угрожающих тигру факторов включает: истощение его кормовой базы, деградацию, фрагментацию, трансформацию среды его обитания и браконьерскую охоту на тигров.  Деградация среды обитания и браконьерская охота на жертв тигра в основном связаны с тем, что эти ресурсы являются источником средств к существованию для жителей  поселений, расположенных внутри густонаселенных ландшафтов Южной и Восточной Азии. С другой стороны, фрагментация местообитаний обычно является последствием расширения масштабов экономики стран, которое приводит к превращению лесов в плантации, пахотные земли, объекты горнодобывающей промышленности и дороги, которые становятся все шире. Для сохранения тигра необходимо преодолеть колоссальные трудности. Охраняемые территории, как оплот усилий по сохранению тигра в Южной и Восточной Азии, в редких случаях являются достаточно обширными для обеспечения выживания тигров, кроме того, животные нуждаются в защите от браконьеров. Необходимо не только рассредоточение тигров и их жертв по небольшим заповедникам, но и природоохранные меры для увеличения численности тигров и их жертв на всех основных территориях и содействие скрещиванию тигров из разных популяций посредством  восстановления среды их обитания. Для эффективной борьбы с незаконной торговлей частями тигра также необходим глобальный подход. Обширная сфера деятельности Всемирного банка включает поддержку программ сохранения  общих благ глобального значения. Растущая вовлеченность Банка в охрану окружающей среды соответствует исторической эволюции его роли в целом и обязательствам по обеспечению устойчивого развития. Банк осуществляет значительные инвестиции в охрану окружающей среды, включая сохранение тигра и биоразнообразия. Результаты проектов сохранения тигра неоднозначны. Самыми успешными оказались проекты на Дальнем Востоке России. В других странах успехи часто были неустойчивыми: они сводились «на нет» браконьерством и беспощадным разрушением местообитаний, причинами которого являются бедность населения и другие вынуждающие факторы экономического характера.   
Укрепление систем правоприменения и управления в лесном секторе
ISBN 5-9618-0041-5

Из почти запретной темы, обсуждавшейся лишь косвенно и расплывчато, проблема незаконных рубок и других видов преступной деятельности в лесном секторе превратилась в составляющую общего диалога по устойчивому лесоуправлению. Настоящий документ подготовлен в связи с необходимостью подведения итогов работы Банка на этом направлении и оценки общих подходов к сотрудничеству на национальном, региональном и международном уровнях. Он содержит анализ существующих подходов и накопленного опыта и, тем самым, создает базу для обсуждения новых путей движения вперед, выходящих за рамки диалога, переговоров и апробирования подходов с переходом к широкомасштабной реализации принятых решений для оказания конкретного и очевидного воздействия на ситуацию. Эти материалы предназначены для практических специалистов Банка и других организаций, тех, кто занимается реформированием лесного сектора и общей системы управления.
Landscape Analysis for Sustainable Development: 
Theory and Applications of Landscape Science in Russia
М.: «Алекс», 2007. — 320 с.
 ISBN 5-9618-0037-7
Landscape is a complex, multi-faceted concept that traditionally meant different things to different people in art, science and education.  In the last ten years, the world has witnessed a fast expansion in the use of this term into the domain of practical land management applications, land-use regulations, and international policy-making.  Landscape is now widely recognized by academics, policy-makers, conservation and industry practitioners alike as a crucial concept of environmentally sustainable development and corporate social responsibility that allows better understand and manage a complex land (or ecosystem) mosaic as “the whole that is larger than the sum of its parts”. Fast propagation of landscape approaches in the modern policies and applications of sustainable development represents a serious challenge for the international academic community that needs to keep abreast with new and growing demands from governments and private sector for a stronger applied research in landscape sciences and technologies, as well as for a better educated workforce that must be familiar with the fundamentals of landscape-based applications.  Addressing these challenges requires strengthening interaction between the ‘western’ and ‘eastern’ approaches to landscape studies. This book is the first full-size English-language publication of key works of the modern Russian-language landscape science that were presented at the 11th International Conference “Landscape Science – Theory, Methods, Regional Studies, Practice” (August 2006, Moscow, Russia).  It aims to contribute to expanding international professional links between landscape researchers, educators and practitioners, thus helping meet the increasing demand for scientifically valid and technologically robust applications in landscape analysis for sustainable development. Edited by:  K.N. Dyakonov , N.S. Kasimov, A.V. Khoroshev, and A.V. Kushlin.

Download information leaflet (PDF 230 kb)

Dissemination
A limited number of copies will be available to universities and academic
institutions free of charge on a first-come-first-served basis. To request a
free copy, please write to: Dr. Alexander Khoroshev at khoroshev@geogr.msu.ru
Additional copies may be distributed by Alex Publishers (Moscow, Russia) on a
print-on-demand basis for USD 61.00 per copy (including international mailing
price). For more details on ordering and prices, please contact Alex Publishers
at alexpublishers@alexpublishers.ru
Книгу можно заказать в издательстве по цене 1600 р. за 1 экз. (включая стоимость почтовой доставки).

СИСТЕМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ЛЕСОЗАГОТОВОК М.: «Алекс», 2007. — 132 с.
 ISBN 5-9618-0039-3
20–21 февраля 2007 г . в Санкт-Петербурге WWF России при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и Санкт-Петербургу провел семинар «Системы отслеживания происхождения древесины как средство предотвращения нелегальных лесозаготовок», на котором присутствовали более 70 заинтересованных участников — представителей органов государственной власти Ленинградской и Вологодской областей, Северо-Западной оперативной таможни, лесопромышленных компаний, неправительственных организаций, Всемирного банка, аудиторских компаний, Национального офиса FSC, СМИ. Были рассмотрены проблемы предотвращения нелегальных лесозаготовок в условиях принятия нового Лесного кодекса и передачи полномочий по лесоуправлению от федерального центра субъектам Российской Федерации, а также существующий опыт выявления нелегально заготовленной древесины, методы противодействия этому явлению, в том числе путем создания систем отслеживания происхождения древесины. С 1 января 2007 г . в России кардинально изменилась структура управления лесами. Организация использования, охраны, защиты лесов, а также осуществление государственного лесного контроля и надзора переданы на уровень субъектов Российской Федерации. В сжатые сроки должны быть подготовлены и рассмотрены десятки нормативных правовых актов, которые готовятся в обстановке закрытости, без привлечения представителей лесного бизнеса, специалистов лесного хозяйства и общественных организаций. От требований новых лесных нормативов во многом зависит решение проблемы нелегальных рубок в целом. В то же время процесс реализации Лесного кодекса вызывает обеспокоенность специалистов и представителей общественности. Разрушение старой системы и неспособность создать новую систему государственного лесного контроля и надзора могут привести к значительному повышению объемов незаконных рубок, расширению коррупции в России и обострению социальных проблем в отдаленных лесных районах. В настоящее время проблема нелегальных лесозаготовок признана государством как комплексная, имеющая межведомственный характер. Для ее решения используются разнообразные механизмы. В рамках европейско-североазиатского процесса по вопросам правоприменения и управления в лесном секторе (ENA FLEG) Российской Федерацией разработана Программа мер по предотвращению незаконных рубок и торговли нелегальной древесиной. Для обнаружения нелегальных лесозаготовок государство активно развивает систему дистанционного мониторинга на основе космических снимков. Таможенными органами вскрываются причины противоправной деятельности при экспорте леса и продукции его переработки, есть примеры привлечения к решению этой проблемы органов МВД. Кроме того, развивается множество добровольных инициатив, способствующих подтверждению легальности происхождения древесины: технические и технологические решения организации учета и контроля за лесопользованием и оборотом древесины, корпоративные системы контроля за происхождением древесины на предприятиях ответственных российских и зарубежных лесопромышленников, проект национального стандарта по подтверждению легальности происхождения древесины, добровольная лесная сертификация. В данном сборнике, изданном при участии Всемирного банка, опубликованы материалы докладов участников семинара и его резолюция.

Институциональные преобразования в управлении лесами в странах с переходной экономикой: проблемы и решения. Материалы семинара. М., Издательство "Алекс", 2003. - 178 с. ISBN 5-9618-0002-4
Всемирный банк.
Материалы семинара представляют опыт стран Восточной и Северной Европы и Балтии в создании рыночно ориентированной системы лесоуправления, обеспечивающей достижение высоких экономических, экологических и социальных результатов при использовании и воспроизводстве лесных ресурсов России и других стран бывшего СССР. Книга предназначена для руководителей и специалистов центральных и территориальных органов управления лесным хозяйством, организаций и предприятий лесной промышленности, преподавателей, аспирантов и студентов лесных университетов и средних профессиональных образовательных учреждений.
ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ДИСКУССИОННАЯ ЗАПИСКА ВСЕМИРНОГО БАНКА

(Не публиковалось. Существует только в электронном виде)

Российские леса привлекают все больше внимания заинтересованных сторон как внутри страны, так и за рубежом. Лесной сектор стал одним из центральных направлений российской программы реформ, и сейчас Правительство РФ проводит реорганизацию институционально-экономических основ отрасли. В ответ на запрос Правительства РФ Всемирный банк подготовил настоящую дискуссионную записку, где представлены взгляды Банка на основные направления существующей программы реформирования лесного сектора в том виде, в каком она отражена в Основных направлениях, Концепции и проектах законов. В ней сформулировано мнение Банка по поводу возможностей и рисков, связанных с этой программой реформ, и освещаются основные защитные механизмы и сопутствующие меры, необходимые для смягчения этих рисков и обеспечения успешной реализации новой политики на местах. Кроме того, в этой Записке представлены ключевые альтернативные решения, которые необходимо принять в целях последовательной реорганизации лесного сектора, а также возможные варианты такой реорганизации. 
Эта Записка учитывает опыт и уроки других многолесных стран с переходной экономикой,
которые находятся в самых разных частях света, и, в частности, стран-участниц Международного семинара «Институциональные изменения в управлении лесами в странах с переходной экономикой: проблемы и решения» (Всероссийский съезд лесоводов, Москва, 25 февраля 2003 г.).

Открыть файл PDF (256 Kb)

Насколько эффективна система экологической оценки в России? Пилотное исследование потенциала российской системы экологической оценки. Конрад фон Риттер и Владимир Циркунов. 
Проект
, 27 мая 2003 года. Всемирный банк.

(Не публиковалось. Существует только в электронном виде) 
В то время как нормативно
-правовая база Российской Федерации в области экологической оценки (ЭО) изучена достаточно хорошо, о потенциале этой системы на местах и эффективности ее реализации известно очень немного. Одна из задач данного исследования углубить знания в этой области путем систематического исследования потенциала системы. Вторая задача разработать основу проведения такой оценки в целях возможного применения данной методологии в других странах. Данная работа рассчитана на широкую аудиторию. Во-первых, результаты этого исследования предназначены для руководства Банка. Кроме того, работа адресована широким слоям российской общественности и правительственным структурам. Несмотря на то, что со стороны МПР России (специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы) не поступало официального запроса на проведение такого исследования, многие российские эксперты, а также ответственные работники различных ведомств принимали активное участие в подготовке настоящей оценки. Поэтому можно надеяться на то, что данный отчет заложит основу диалога между Правительством Российской Федерации и Банком по вопросам управления охраной окружающей среды. И, наконец, результаты исследования предназначены для специалистов в области ЭО, заинтересованных в развитии методологии оценки и практики применения ЭО.
Открыть файл PDF (1,06 Mb)

Проблемы и перспективы развития концессионного лесопользования в России. Материалы семинара (Пушкино. Московская область. Россия. 5-6 июня 2003 г..). М.: Издательство «Алекс», 2004. —  128 с. ISBN 5-9618-0004-0
Всемирный банк.

В данном сборнике содержится представленные тексты выступлений, подготовленные для международного семинара «Проблемы и перспективы развития концессионного лесопользования в России» материалы деловых игр, выводы и рекомендации, предназначенные для использования в процессе организации концессионного лесопользования в России, а также статья по материалам доклада сотрудника Министерства природных ресурсов провинции Квебек Жан-Пьер Адама «Система платежей за лес на корню и финансирование лесного хозяйства в провинции Квебек», предложенного вниманию участников международного семинара «Совершенствование системы платежей за пользование лесным фондом», который состоялся 30 октября  2003 г. в г. Пушкино Московской области. В настоящий сборник включены комментарии Всемирного банка на проект «Лесного кодекса».
Книга предназначена для руководителей и специалистов центральных и территориальных органов управления лесным хозяйством, организаций и предприятий лесной промышленности, преподавателей, аспирантов и студентов лесных университетов и средних профессиональных образовательных учреждений.

Сборник "Новые подходы к управлению пожарами на экорегиональном уровне" Материалы Международного научно)практического семинара (Хабаровск. Россия. 9—12 сентября 2003 г.). М.: Издательство «Алекс», 2004. — 208 с. ISBN 5-9618-0004-0
В данном сборнике содержится представленные тексты выступлений, подготовленные для международного семинара «Новые подходы к охране лесов и управлению пожарами на экорегиональном уровне», выводы и рекомендации, предназначенные для использования в процессе организации пожарной охраны лесов России, который состоялся в Хабаровске 9—12 сентября 2003 г. Книга предназначена для руководителей и специалистов центральных и территориальных органов управления лесным хозяйством, организаций и предприятий лесопользователей, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов лесных и экологических специальностей университетов и средних профессиональных образовательных учреждений.
Федерализм и децентрализация в управлении лесами. 
ФЕДЕРАЛИЗМ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛЕСАМИ. Международный опыт и новые подходы в условиях реформ лесоуправления/ Под ред. проф. А.П. Петрова.
М.: Издательство «Алекс», 2004. — 128 с. ISBN 5-9618-0008-3

В основу публикации положены материалы исследования FOREST GOVERNANCE IN FEDERAL SYSTEMS: AN OVERVIEW OF EXPERIENCES AND IMPLICATIONS FOR DECENTRALIZATION. Work in Progress. Hans Gregersen, Arnoldo Contreras-Hermosilla, Andy White and Lauren Phillips. — Forest Trends. March 12, 2004. 

Как показала практика государственного управления природными ресурсами и их использованием за 10 лет после принятия Конституции РФ, у федерального центра и регионов сформировалось разное представление о практических путях совместного ведения в названной сфере деятельности, что соответственно создало целый ряд конфликтных ситуаций, результатом которых стали экономические и экологические потери. В этой связи для Российской Федерации представляет большой интерес опыт государственного управления лесами в странах с федеративным и унитарным устройством, который позволяет установить в каких условиях децентрализация лесоуправления является эффективной. Публикуемые материалы рекомендуются к использованию руководителям и специалистам  федеральных и территориальных органов управления лесным хозяйством, руководителям и специалистам органов власти субъектов Федерации, преподавателям лесных университетов и организаций дополнительного образования, сотрудникам научно-исследовательских лесных организаций.
 
Проблемы нелегальных вырубок лесов
Предполагаемый срок выпуска - ноябрь 2004 г.
Хозяйственное управление государственными лесами
Образовательные потребности при реформировании лесного сектора
Международный опыт и новые подходы в условиях реформ лесоуправления. М.: Издательство «Алекс», 2004. — 180 с. ISBN 5-9618-0013-X
Международный семинар «Хозяйственное управление государственными лесами: опыт стран с рыночной экономикой, стран Восточной Европы и Балтии», организованный Всемирным Банком совместно с МПР России, обсудил проблемы и перспективы реализации хозяйственных функций управления лесным фондом при разных организациях их выполнения. Семинару были представлены материалы о законодательном  обеспечении институциональных реформ в лесном секторе, работе МПР России по правовому и нормативному обеспечению институциональных реформ в лесном хозяйстве, нормативном обеспечении хозяйственного управления лесным фондом, Пилотном  проекте  МПР России по разделению в лесхозах государственных и хозяйственных функций, экономической  оценке функций хозяйственного управления лесным фондом при разных моделях его организации, о деятельности государственного  коммерческого предприятия  в Финляндии, институциональных реформах  в лесном секторе Австрии, опыте структурных реформ в лесном секторе Болгарии и Швеции. В процессе дискуссии участники совещания подтвердили, что существующие формы выполнения хозяйственных  функций  лесхозами в статусе государственных учреждений, совмещающих также государственные и контрольные функции,   не отвечают экономическим, экологическим и социальным интересам субъектов лесных отношений. Для оптимизации выполнения  хозяйственных функций  управления лесным фондом обеспечения устойчивого социального и  экономического развития лесного сектора Российской Федерации, участники международного семинара выступили с рядом рекомендаций. Материалы семинара рекомендуются к использованию руководителям и специалистам федерального и территориальных органов управления  лесным хозяйством, руководителям и специалистам, работающим в организациях лесной промышленности, преподавателям, аспирантам и студентам лесных университетов и средних профессиональных учебных заведений.
Влияние внешней торговли на управление лесами: Анализ факторов на примере российско-китайской торговли лесоматериалами. - М.: Издательство "Алекс", 2004. - 224 с. ISBN 5-9618-0011-3
Уже общепризнанно, что Китай быстро превратился в одного из крупнейших импортеров лесоматериалов в мире. Этот рост потребностей приводит к увеличению заготовок, незаконной вырубки и торговли во многих странах-производителях. Несомненно, что такие тенденции сильно влияют на состояние лесов и благосостояние людей, зависимых от леса во всем мире. К сожалению, детальная информация об импортных тенденциях в отношении различной продукции, путей и источников снабжения, влияния и последствий от этих тенденций, как в Китае, так и в основных странах-поставщиках, какой является и Россия, остается ограниченной. В настоящем сборнике представлены материалы международных, китайских и российских экспертов, в которых делается попытка заполнить этот пробел в информации и анализе, особенно в отношении российско-китайской торговли лесоматериалами, поскольку Россия недавно выдвинулась в ряд самых крупных поставщиков лесной продукции стран Азиатско-Тихоокеанского региона по объемам и стоимости. Настоящий сборник подготовлен Московским представительством Всемирного банка в координации с Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Лесная сертификация: как рынок может поддержать государство
Предполагаемый срок выпуска - 2006 г.
Борьба с нелегальным лесопользованием
Предполагаемый срок выпуска - 2006 г.
Лесохозяйственные органы как сервисные организации
Предполагаемый срок выпуска - 2006 г.
Хозяйствование в лесах высокой природоохранной  ценности
Предполагаемый срок выпуска - 2006 г.
Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: Практическое пособие/Под ред. чл.-кор. РАСХН Е.П.Кузьмичева – М.: Издательство “Алекс”, 2005. – 128 с. ISBN 5-9618-0017-2
Используя опыт лесного хозяйства и результаты деятельности проекта ФОРЕСТ на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, пособие показывает, как можно и нужно работать с населением по предупреждению лесных пожаров. Цель пособия – вооружить всех, кто будет заниматься предотвращением лесных пожаров, и прежде всего специалистов лесной службы, методами, техникой, инструментарием и необходимой информацией для работы с населением в удобной и доступной форме. В пособии приводится информация об особенностях лесных пожаров в азиатской части России, организации государственной охраны лесов, нормах и законах, на которых основывается противопожарная деятельность. Анализируется социальная структура населения, его навыки, отношение к лесным пожарам, экологическая культура. Завершается пособие рекомендациями по организации экологического образования, пропаганды, общественных действий по работе со СМИ и т. д. В СD-приложении представлены схемы устройства рекреационных зон, описания пропагандистских акций, конкурсов, семинаров, тренингов; образцы наглядной агитации, образовательные программы, типовые сметы затрат на общественные акции и различные справочные материалы. 
Пособие носит рекомендательный характер и предназначено для широкого круга читателей: работников лесного хозяйства, природоохранных, противопожарных и спасательных служб, лесопользователей, преподавателей школ и вузов, студентов, школьников и др.
Допущено УМО по образованию в области лесного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство".
Ограниченным тиражом в мягкой обложке была издана в начале 2005 г.
Компакт-диск. Приложение к практическому пособию "Работа с населением по предотвращению лесных пожаров"
Ограниченным тиражом  был издан в начале 2005 г.
Совершенствование системы регулирования управления в лесном секторе. Решение системных проблем на пути к устойчивому развитию. — М.: «Алекс», 2006. — 50 с.
Четыре измерения ландшафта. — М.: «Алекс», 2006. — 168 с.
ISBN 5-9618-0032-6
Советская география второй половины XX века дала мировой науке немало блестящих ученых. В их ряду особое место занимает выдающийся физико-географ, ландшафтовед и картограф, талантливый педагог и неутомимый путешественник, председатель Комиссии по ландшафтному анализу Международного географического союза, вице-президент Географического общества Грузии, председатель Национального комитета географов Грузии, заведующий кафедрой картографии и геоинформатики Тбилисского государственного университета, профессор, доктор географических наук Николай Леванович Беручашвили (1947-2006). По своему темпераменту и творческим возможностям, по способности к восприятию нового и генерации смелых и неожиданных гипотез он казался мало подверженным влиянию времени. Может быть, этим свойством он был обязан тому, что свои научные поиски связал с познанием именно временной изменчивости ландшафтов? Предлагаемый Вашему вниманию научный сборник выходит в качестве рабочих материалов к XI Ландшафтной конференции "Ландшафтоведение: теория, методы, региональные исследования, практика" (Москва, 22-25 августа 2006 г .), до начала работы которой Н.Л. Беручашвили не дожил всего пять месяцев. В сборник включен ряд новейших работ этого незаурядного ученого, отражающих многообразие его научных, прикладных и педагогических интересов, а также статьи коллег-географов, анализирующие важнейшие элементы его творческого наследия и направления их дальнейшего развития. Редакторы-составители: Г.А. Исаченко, А.В. Кушлин, Н.К. Элизбарашвили  
 
 

Главная  Об издательстве  Каталог  Экологам  Другие публикации  Как издать книгу  Meet us